Инклюзивное образование
Модель инклюзивного образования
- Муниципальное образование: Большеулуйский район
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеулуйский детский сад № 2»(МКДОУ «Большеулуйский детский сад № 2»)
- Почтовый адрес: Индекс: 662110 Населенный пунк: село Большой улуй, улица Революции строение 5
- e-mail: detsad22033@mail.ru
- Рабочий телефон: 8-39159-22033
Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Актуальность
Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.
- Принципы инклюзивного образования:
- Принцип индивидуального подхода (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).
- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).
- Принцип междисциплинарного подхода (специалисты регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий,направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.
- Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).
- Принцип динамического развития образовательной модели (модель может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).
- Характеристика педагогических кадров:
- Педагогический коллектив включает в себя: воспитателей (9 человек), инструктора по физической культуре(1), музыкального руководителя (2), старшего воспитателя (1).
- Инклюзивное образование в нашем ДОУ планируется реализовывать через:
- Полную инклюзию – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по адаптированным образовательным программам разной нозологии.
Всего детей в ДОУ |
Дети с ОВЗ |
123 |
0 |
С целью оказания психолого – педагогической, методической и консультативной помощи детям и их родителям в учреждении осуществляется деятельность консультационного центра. Специалисты консультационного центра руководствуются Положением о консультационном центре МКДОУ «Большеулуйский детский сад № 2». Деятельность организована на основании приказа заведующего МКДОУ «Большеулуйский детский сад № 2». Положение определяет порядок деятельности консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической помощи родителям (законным представителям) и разработано в целях обеспечения соблюдения прав граждан в рамках организации предоставления общедоступного дошкольного образования.
- Материально – техническое оснащение ДОУ
Состояние материально-технического обеспечения соответствует уровню дошкольного образования и санитарным правилам и нормам, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Техническое оснащение ДОУ (ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, интерактивная доска, компьютерный класс.) применяется в образовательном процессе. В детском саду имеется выход в Интернет.
Для реализации адаптированных образовательных программ предусмотрены отдельные кабинеты для занятий с учителем-логопедом. Оборудование кабинетов осуществляется на основе паспорта кабинета специалиста.
Логопедический кабинет оснащён столом логопеда с зеркалом, подсветкой, учебно-дидактическим материалом, специальными методическими пособиями, играми.
В дошкольной организации созданы условия для физического и психического комфорта воспитанников с ОВЗ. В детском саду имеется физкультурный зал, оснащённый традиционным оборудованием для занятий физической культуры.
Имеется музыкальный зал, который оснащен: техническими средствами, музыкальными инструментами, костюмами и т.д.
В ДОУ созданы необходимые специальные условия для детей с ОВЗ (безбарьерная среда, кабинет логопеда и психолога, которые оснащены необходимым оборудованием, пособиями, игрушками, игровым и учебным материалами).
МКДОУ в формате сетевого взаимодействия выстраивает отношения с МБУ ДО «Большеулуйская ДШИ», МКУ «Большеулуйская ЦКС», МБУК «Большеулуйский районный Дом культуры», МБОУ "Большеулуйская СОШ".
- Управление системой инклюзивного образования осуществляет заведующий МКДОУ «Большеулуйский детский сад № 2», основываясь на деятельность ППк ДОУ и заключения ТПМПК.
- Модель инклюзивного образования в ДОУ
Сопровождение ребёнка — это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психологическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ребёнком, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. И, что важно, не забывать контролировать результаты работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий.